Екатерина Грачёва (positive_lit) wrote,
Екатерина Грачёва
positive_lit

Книга, к которой то и дело возвращается мысль: что происходит, кто виноват и что делать...

Есть одна вроде бы простенькая книжка конца XIX века, которая меня зацепила тем, что я почти отчаялась понять до степени уверенности, "что хотел сказать автор". Потому что персонажи мыслят неадекватно, и мне не очевидно: то ли автор как раз и хотел этот абсурд показать, то ли это и для автора было в рамках нормы? Писательница, сразу поясню, хоть и не великий гений русской классики, но всё же известный деятель своего века. Её книги на несколько языков переведены, а мы её долго не знали из-за революции. Вера Желиховская.
Называется книга "Над пучиной". И вот вам незатейливая фабула.

Юная княжна собирается выйти замуж за отвратительного ей капиталиста-выскочку, потому что отец её разорился, а тот сватался уже третий раз. "Разумется, былъ-бы случай выйти за человка порядочнаго, человка съ десятой долей состоянія Звенигородова, она не задумалась бы отказать ему; да только не было такого случая!.. Никто не сватался за нее такой..."
При этом она встречалась как-то с неким Юрием Арданиным, к которому у неё сразу вспыхнула симпатия, но из-за шума ей показалось, что он представился ей как Юриардани. "Если бы не эта фамилія, его можно бы счесть вполн порядочнымъ человкомъ… То есть человкомъ ихъ круга! – мысленно поправила она самое себя."
Расклад ясен. Финал, пожалуй, предсказуем. Но идём далее.

Вот уже княжна знает, что он - Арданин.
И вот они уже удрали от того грубого Звенигородова, снова гуляют вместе.

Вот уже Арданин, влюблённый в неё, даже без всяких очевидных догадок и безмолвных криков о спасении знает, что:
"- Мн все равно, что подумаютъ другіе… Но вы, Юрій Алексичъ… съ вами мы какъ-то и сошлись иначе и… вы не такой, какъ вс… какъ большинство. Словомъ, я бы хотла, чтобы вы знали, если… если быть тому, – что, въ тотъ день, когда это имя станетъ моимъ, мн легче было-бы, еслибъ меня самое… еслибъ со мною – вотъ что сдлали!
И она порвала на мелкіе куски свою визитную карточку, бросила клочки себ подъ ноги и, растоптавъ ихъ въ песк, прибавила:
– Въ этотъ день, если онъ когда нибудь настанетъ, – вотъ что случится съ княжной Врой Ладомирской!"
И чуть позже:
"– Завтра никого не будетъ на бульвар, – вполголоса замтилъ Арданинъ; а бульваръ чудо какъ хорошъ въ такія лунныя ночи.
Вра только подняла на него глаза, въ отвтъ на это замчаніе… Какъ много сказалъ этотъ взглядъ и какъ долго видлъ его передъ собою въ ту ночь Арданинъ"

И ещё одно: этот Арданин не просто "вполне порядочный человек", он ещё и конкретно богат, хотя не афишировал это, и княжна думает, что он вольный художник.

И что делает влюблённый богатый мужчина, которому любимая женщина, считающая его "не таким, как все", сказала, что вынуждена жениться насильно и тут ей смертушка придёт, и обращает на него всякие взгляды? (Подчеркну - как тюфяк он вовсе не подан, наоборот, он смелый и активно-внимательный.)
Идёт домой и "большими шагами перекрещивает свой номеръ въ Сверной гостиниц.". ААААА!!!

В другой раз, когда они опять вместе, он убеждает её, что она не сможет "терпеливо выполнять обязанности жены" с таким отвратительным ей мужчиной. Агитирует отказаться от того брака: "Правда и долгъ честно исполненный – сами въ себ ужъ заключаютъ для честнаго человка счастіе и награду." И всё. И всё!!!

Нет, я понимаю, на месте того парня я сама не очень-то торопилась бы в брак с человеком, которого я люблю, а любит ли он меня или у него только дружеские чувства - нет полной уверенности. Но ёлки-палки... Если мою любимую, социально беспомощную, вот-вот на всю жизнь захапает - в самом прямом физическом смысле - покупающий тем только её княжеское родство мерзавец... Ладно, допустим, жениться в ту эпоху - это навсегда, но хотя бы денег он мог ей по дружески предложить (которых у него было немало, и неудобство дарить не обязательно - он всегда мог организовать с её отцом что-то совместное), чтоб отодвинуть её финансовую безвыходность? Из какого он теста, этот, гм, мужчина Арданин?!



И только лишь когда Звенигородов проявляет себя как последний козёл, в критическую минуту на аварийном пароходе отняв себе спасательный жилет - не только у "женщин и детей", но и у невесты своей и тестя, - происходит следующее. Копирую всю сцену между этими странными людьми (где пропущены буквы - там, думаю, стояли яти):

"...И она ему протянула об руки, не стсняясь присутствіемъ отца, забывъ вс правила, внушенныя ей миссъ Джервисъ и вслдствiе всего этого такъ глядя на Арданина, что князь только съ изумленiемъ посмотрлъ на обоихъ, но не сказалъ ни слова… На него вдругъ снизошло просвтлнiе!..
– Ты еще не знаешь, папа. Я посл объясню теб… Юрiй Алексичъ вдь ужъ не въ первый разъ спасаетъ мн жизнь.
– О! Вра Аркадьевна!.. Не гршно-ли вамъ смяться надо мною? – вскричалъ Арданинъ.
Однако глаза молодой двушки, ея восторженно – благодарный взглядъ, устремленный въ лицо его, далеко не оправдывали такого заключенiя.
Она склонилась надъ бортомъ и прошептала:
– Разв вы сами не знаете, что три раза спасли меня?.. И не только отъ смерти спасли, а отъ нравственной, вчной гибели!.. О! Я не могу вспомнить безъ ужаса, какой позоръ, какое несчастiе я чуть было сама не приняла на себя!.. Всей жизни моей не хватитъ, Юрiй Алексичъ, на благодарность вамъ!
Тогда Арданинъ, тоже приклонился къ периламъ, рядомъ съ нею и, разомъ ршившись, проговорилъ, съ сильно забившимся и замиравшимъ сердцемъ:
– Всей жизни вашей! А что еслибы я не на шутку попросилъ васъ ее навсегда мн вврить?.."

Ну, и под конец ещё добавочка: козёл в спасжилете на берегу разыскивает невесту, чтобы доставить её домой. И отказ с ним разговаривать превращает его в "пораженнаго какъ громомъ милліонера". Впрочем, с этим ладно, миллионеры правда могут верить в своё всемогущество. Но эти двое, эти двое оба меня шокируют, и может быть, мужчина - больше.

Итого. Вопрос, который я себе задаю, и не знаю ответа. Это любовная история в духе времени или это остросоциальная сатирическая драма? Как вариант - это могла бы быть нарочито-назидательная повесть "не гонитесь за богатством", но в назидательной повести Арданин не должен был оказаться слишком богатым. Не предполагать же тут идею в духе современных "дорогое мироздание" - мол, не обязательно заказывать мирозданию богатого, но противного мужа, можно заказать богатого и прекрасного одновременно.
По всем смысловым признакам это должна быть сатира, но разве сатира может таким языком излагаться:

"Они не слышали и не видали ничего, кром себя и другъ друга. Цлый новый мiръ зарождался въ сердцахъ ихъ, переполнялъ радостью ихъ внутреннюю жизнь, такъ что вншнее все проходило, не возбуждая въ нихъ вниманья. Они не замтили, какъ пролетло время, такое долгое для другихъ, пока всхъ пассажировъ перевели и размстили на «Петр Великомъ» и какъ онъ пустился съ ними въ путь. Новая, досел имъ невдомая, бившая въ нихъ ключомъ, счастливая жизнь охватывала ихъ и уносила за собою въ невдомое будущее гораздо скоре, чмъ летлъ пароходъ."

Впрочем, в любом случае, будь то горькая издёвка над персонажами или же автор с ними почти заодно... мой мозг понимает и даже логически верит, но так-таки не хочет принять такую реальность. Хотя я вижу это не только в книгах, я время от времени вижу это наяву. Неужели среда способна лишить людей здравости НАСТОЛЬКО? Я понимаю естественную узость мышления какого-нибудь дитя трущоб, но когда воспаряют в неадекват люди образованные... Ладно ещё личная жизнь, но ведь подобные люди общественно значимые должности занимают!

И что с этим явлением делать?

PS. Эпизод из начала повести. Княжна встречает беднейшую старуху, которая непонятно как живет в каменно-земляной пещере у моря и никогда и не думала менять жизнь, ни в молодости, ни после смерти старика (хотя у неё, в принципе, есть где-то сын).
Всё не решу: это рассказ к тому, что и в крайней бедности и самых неожиданных обстоятельствах можно жить в целом счастливо (выдалбливая пещеру, муж продавал камни и тем зарабатывал), или, наоборот, о том, что люди не пытаются выглянуть за рамки своего мирка - что та старуха, что княжна?

«И какъ это все просто, Боже мой! – размышляла княжна, прислушиваясь къ безхитростнымъ рчамъ старухи. - Живутъ словно птицы, всю жизнь проводятъ въ какой-то норе; умираютъ – безпомощно и не ропщутъ!.. Не жалуются, – такъ и быть должно… Вотъ жизнь! Вотъ люди!.. А мы-то?.. Да запри насъ на три дня въ такое подземелье, такъ мы-бы пропали!»
Tags: книги для взрослых, книги для подростков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments